четверг, 13 июля, 2017, 15:14 Экономика
Казус с Ryanair: есть ли еще шансы на дешевые перелеты
Пассажиры выходят из самолета авиакомпании Ryanair. Фото: ZIK / EPA / MACIEJ KULCZYNSKI
Пассажиры выходят из самолета авиакомпании Ryanair. Фото: ZIK / EPA / MACIEJ KULCZYNSKI

10 июля ирландская авиакомпания-лоукостер Ryanair официально отменила запланированный выход на украинский рынок. Она пожаловалась на то, что аэропорт «Борисполь» не выполнил договоренности и встал на сторону авиакомпаний с высокими тарифами». Мы попытались разобраться, чем обусловлена эта ситуация и есть ли еще у украинцев шанс получить дешевые авиаперелеты за границу.

Гендиректор «Борисполя» Павел Рябикин озвучил ряд требований ирландского лоукостера, которые, по словам Рябкина, незаконны и невозможны к исполнению, в том числе следующие:

  • бесплатная аэронавигация;
  • бесплатные стойки регистрации;
  • бесплатные стоянки для такси;
  • бесплатные площади для рекламы;
  • бесплатная аренда площадей в терминале;
  • бесплатная система приема багажа;
  • бесплатные офисы для продажи авиабилетов;
  • бесплатная земля для строительства гостиницы;
  • закрепление мест стоянок для самолетов;
  • бесплатные офисы для службы аренды автомобилей;
  • единая ставка аэропортового сбора на пассажира на 4 года в размере 7,5 долларов;
  • выплата аэропортам 35% с доходов магазинов duty-free;
  • 60-дневное кредитования со стороны аэропорта.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сообщил, что подает Рябкина на увольнение. Министр отметил, что вокруг решения Ryanair много эмоций и мало глубинного понимания ситуации, поэтому на своей странице в Facebook попытался объяснить эту ситуацию по пунктам:

  • Переговоры с Ryanair продолжались более 5 лет. При президентстве Януковича и речи не было о том, что Ryanair зайдет - речь шла о долгосрочной перспективе.
  • Нам удалось убедить Ryanair, что Украина изменилась, что откаты никто не будет требовать, что условия для крупного международного бизнеса есть - можно работать честно. Только приходите.
  • Почему «Жуляны» ?! Если скажу, что мэр Киева был возмущен, что Жуляны отказали Ryanair и узнал об этом от меня, Вас это удивит ?! О причинах отказа - к настоящим владельцам аэропорта «Киев», они мало чем отличаются от причин, которые обусловили поведение «Борисполя».
  • Региональные аэропорты: половина не имеет полноценной взлетной полосы (как это в Одессе, например), половина - терминала (Гостомель). И почему пассажиры должны летать не из Киева, если в Борисполе есть два пустых терминала ?! Еще раз: аэропорт - государственный, терминалы построены за государственные средства, пока они не работают, а сам аэропорт на содержание каждого из них тратит около 250 млн грн в год. По словам директора «Борисполя» Павла Рябикина, один терминал используется для проведения культурных мероприятий, выставок и тому подобное. Фуршеты организовывать можно, летать - нет ?! Не слишком ли жирное место для развлечений ?!
  • Об условиях Ryanair. Ни один крупный мировой бизнес не будет заниматься благотворительностью в Украине. Бизнес привык зарабатывать. Именно поэтому Ryanair - крупнейший и самый дешевый перевозчик Европы, потому что везде выжимает максимальные условия для себя. Борисполь не имел права их разглашать. Это первое. Разглашение произошло целенаправленно, чтобы Ryanair ушел, хлопнув дверью. Второе: Ryanair имеет базовое соглашение и дополнительные. Именно в дополнительных находилась значительная часть требований, которые просто следовало обсуждать. Львов подписал базовое соглашение, все счастливы. Это же закон переговоров: каждая сторона, условно, пишет по 3 обязательных пункта, и еще по 7, от которых можно отказаться в процессе переговоров. Третье: не будет дешевых ставок - не будет дешевых билетов. Аэропорт будет зарабатывать еще больше нынешних доходов за счет большего пассажиропотока и роста доли неавиационных доходов.
  • «Борисполь» мог подписать базовое соглашение, не несшее никаких рисков аэропорта. И начало было бы.
  • Относительно публичности процесса. Что касается ситуации вокруг прихода Ryanair, то публичность - это был фактически единственный шанс привлечь их в Украину. Иначе МАУ и другие деятели сделали бы все, чтобы Ryanair даже не приблизился к Украине. Если давление на «Борисполь» и было, то оно было публичным, через заявления в СМИ - чтобы люди видели и понимали, кто и что отстаивает.
  • Я убежден, что Ryanair может быть в Украине. Вопрос в том, что не может один министр биться за это. Если в Украине есть власть, то она должна быть. Не может быть такого, чтобы директор «Борисполя» определял, куда летать, а куда не летать втридорога украинцам.
  • Я подаю Рябикина на увольнение.
  • За свое кресло не держусь. Но и уходить не собираюсь. Уходить надо, когда стыдно, или что-то не сделал. Я в этой ситуации сделал максимум. Чуть ли не за руку Рябикина водил, едва не заставлял его ехать в Белфаст и договариваться с Ryanair. Покажите мне еще хоть одного министра, который, осознавая все риски, продолжает бороться.
  • И напоследок. Ryanair - это как большая рыба, которая живет только в чистой воде. Будет Ryanair - будут и другие мировые гиганты в Украине. Не будет - надо признать, что наша среда - это скорее болото, в котором можно плескаться, но нельзя жить. И какое все будут пытаться обходить.
  • Премьер-министр провел совещание, на котором определил, что переговоры необходимо восстановить, и пообещал обратиться в НАБУ по оценке хода переговоров и причин их срыва. Со своей стороны, готовы дать показания по давлению частной компании на госслужащих и угроз преследования в случае мероприятия Ryanair в Украине.

Стоит отметить, что мнения аналитиков по поводу этой ситуации кардинально различаются и колеблются в диапазоне от того, что «во всем виноват Борисполь», к тому, что ирландский лоукостер совсем уж обнаглел и «ломает через колено» киевский аэропорт, требуя для себя «все даром». Есть также версии, что идут обычные коммерческие переговоры, где каждая из сторон пытается выторговать для себя наиболее выгодные условия.

Начальник управления инвестиционной политики Львовской ОГА Роман Матис считает, что руководство аэропорта «Борисполь» проиграло в информационной войне, потому что Ryanair процитировали все ключевые медиа мира и таким образом дали сигнал иностранным инвесторам:

Очень часто логические действия совсем не нужны действия. Отказ Ryanair - сигнал, который нам не нужен. Буквально вчера я общался с немецким инвестором, человеком, который вдруг прилетел в Украину и одним из пунктов, который был у него в голове, это то, что Ryanair осенью начинает летать из Украины. Его это забавляло, несмотря на то, что ему эти рейсы не нужны, а компания без проблем оплачивает полеты «Люфтганзы».

Отказался частный аэропорт «Жуляны»? Ну и черт с ними, но государственное предприятие должно понимать важность этого маркера и прежде, чем официально послать Ryanair с их неинтересным предложением, должны провести такие переговоры с привлечением, при необходимости, даже Президента Украины, чтобы в итоге сказать: «Мы сделали все возможное, но компания непреклонна и предлагает условия, которые мы себе не можем позволить».

Более того, надо было бы подготовить такое выступление перед прессой, в котором обратиться к гражданам «Что нам делать? Мы готовы были идти на уступки, но нас ломают через колено, те несчастных несколько рейсов не принесут не только дохода, но и навредят сотрудничества с другими компаниями. Если вы ждете от нас профессиональных решений, то мы вынуждены отказать Ryanair в удовлетворении таких ультиматумов, если вы ждете от нас популистских решений - нам придется согласиться на условия Ryanair и поставить под угрозу отношения с другими компаниями. Если настаивать на последнем, я, как менеджер, а не популист, вынужден буду уйти с этой должности, потому что не хочу принимать заведомо неправильные решения, пусть их принимают те, кому есть равнодушными реальные последствия ».

Вот таким должен был быть выступление перед прессой руководителя аэропорта, который бы при том должен был быть хорошо подготовленным и проведенным К заявлению Ryanair. А так мы проиграли в информационной войне, потому что Ryanair процитировали все ключевые медиа мира и таким образом дали сигнал иностранным инвесторам, ненужный сигнал, даже вреденый для нас сигнал.

Поэтому директор аэропорта «Борисполь» в этом случае своими неподготовленными действиями «спас аэропорт« Борисполь» от зарвавшегося Ryanair», но при этом влияние на решение о неоткрытии здесь нескольких фабрик. И это я уже молчу об отобранной у миллионов украинцев мечту «увидеть Париж или Лондон за человеческие деньги».

Вывод - это двойка по менеджменту и единица по паблик рилейшинз, по пятибалльной системе. Вызывайте родителей в школу».

Политический аналитик Тарас Чорновил видит в этой истории «косвенные признаки заговора против ирландского лоукостера и против позиции правительства по заходу в Украину дешевых перевозчиков».

- Тут с одной стороны видны явные интересы МАУ Коломойского, а с другой стороны главы Международного аэропорта «Борисполь» Рябикина. При этом странно выглядит позиция министра инфраструктуры Омеляна или, точнее, отсутствие надлежащей позиции.

Рябикина помню еще как нардепа. Тогда он больше занимался своим бизнесом и собственными амбициями. Вдруг господину депутату захотелось стать мистером дипломатом - включил все факторы влияния и был назначен послом в Данию. Ничего там не достиг, бросил, вернулся и стал искать себе новое применение. Сумел победить на конкурсе и пробиться на должность руководителя Борисполя. Но возглавил международный аэропорт уже после подписания меморандума с лоукостером. Он должен был принимать экономические, а не политические решения, исходить из того, что невыгодные для госпредприятия условия будут частью большого социального проекта доступности международных перевозок для украинских граждан, а не прибыльным решением для одного из госпредприятий. Многие города мира из своих местных бюджетов даже доплачивают лоукостерам за то, что те массово завозят к ним туристов. У нас на себя эту миссию взяло государство, фактически идя на невыгодные для себя финансовые условия, но в пользу для граждан. Сейчас один из директоров решил «подкорректировать» государственную политику. Не исключаю здесь вероятности явного сговора с МАУ.

А еще пару фраз о позиции министра. Когда он заходил к правительству с имиджем молодого реформатора. Первый надлом произошел уже во время его конфликта с главой Укрзализныци. Тогда Премьер разрулил ситуацию в ручном режиме, выведя Укрзализныцю из-под контроля министерства. Нынешняя скандальная ситуация диаметрально противоположна. Руководитель госпредприятия разрушает длительное наработки по мере в Украине дешевых авиаперевозчиков, перечеркивает все результаты переговоров, в том числе и самого Омеляна, а министр не реагирует, хотя событие будет иметь крайне скандальные последствия. Правда, все шишки традиционно посыплются не на него, а на Гройсмана и Порошенко ...

К сожалению, сами переговоры с ирландцами министр вел довольно странно: сначала с помпой привез руководителей компании, представил событие как свершившийся факт, а только после этого начались переговоры с аэропортами и различные торги. Так получилось, будто все лавры получил именно Омелян, а сейчас, когда со скандалом вход перевозчика срывается, он словно сквозь землю провалился. Никаких действий по реформированию авиационной отрасли Украины не проводилось, просмотр финансового плана того же Борисполя не осуществлялся ...

Зато с Ryanair министр Омелян подписал действительно очень жесткий для Украины меморандум, предусматривающий чрезмерное неравенство по сравнению с тем же Визейр. Очевидно, что торговаться надо было тогда, еще до подписания, а не сейчас, когда срыв готового плана вхождения на рынок перевозчика ударит уже по имиджу страны и интересам пассажиров.

Между тем в аэропорту «Львов» возмутились ситуацией, которая сложилась с ирландским лоукостером. Руководитель львовского аэропорта Татьяна Романовская обратилась к главам области и города, депутатам и бизнес-структурам с просьбой о поддержке в связи со срывом полетов Ryanair в Украине, одновременно сообщив, что аэропорт «Львов» «все равно движется вперед и имеет несколько запасных планов:

- После такой огромной работы министра Владимира Омеляна и его команды, изменений в приказ и снижение ставок по аэропортовое обслуживание, которые можно применять аэропортом «Борисполь» на совершенно честных и равных условиях ко ВСЕМ АВИАКОМПАНИЯМ с целью увеличения перевозок ... Что мы имеем? Ничего ... Для кого теперь будем применять новый Приказ и скидки? Для всех авиакомпаний, кроме Ryanair?

Как такое могло случиться? В наше время больших перемен и выхода Украины в Европу с безвизом!

Стоит отметить, что украинский премьер Владимир Гройсман не исключает перезагрузки переговорного процесса с Ryanair. Также он заявил, что будет просить Ryanair не прекращать сотрудничество со Львовом.

Руководитель аэропорта «Борисполь», получив такие карты в руки ... Имея шанс из ничего сделать что-то, просто решает, что никому не надо дополнительных средств, пассажиров, рейсов, заработков ... Какой там финплан! Пассажир Ryanair в 2017 должен быть сверх плана! А на следующий год плановый пассажиропоток уже был им озвучен! «Борисполь» дополнительную пустую инфраструктуру терминала F и В как раз для лоукостов. Shame on them!

Конечно же, я обратилась к губернатору и мэру города, депутатам и бизнес структурам при поддержке! Почему Львов должен быть заложником Киева? Почему украинцы должны себя чувствовать дома, как в гостях? Аэропорт «Львов» все равно движется вперед и имеет несколько запасных планов, но нет хуже, чем грусть от чувства упущенных возможностей, свободы выбора, особенно когда они были и еще так близко. И надежда еще все-таки есть.

Подготовила Татьяна Штифурко,
ИА ZIK

 

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2017-07-24 11:46:35