пятница, 17 февраля, 2017, 14:45 Мир
В Канаде ходят на гопак, как у нас на танго

Мало кто знает, что качественный сорт пшеницы в Канаду еще в позапрошлом веке завез фермер с Украины, и именно это зерно потом покупал у канадцев Советский союз. Приложили руку украинцы и к развитию канадской национальной идеи, которая построена на мультикультуризма. А в современной Канаде невероятно популярны украинские народные танцы. О 125-летней истории украинской диаспоры в этой стране рассказал журналист и историк, ведущий телепрограммы «Историческая правда» на телеканале ZIK Вахтанг Кипиани во время открытой лекции в Украинском католическом университете.

Проект «Канадиана», посвященный 125-летию с начала аграрной эмиграции украинцев в Канаду, существует в нескольких форматах: серия публикаций в онлайн-издании «Историческая правда», печатный сборник «Украинская канадиана», первый из четырех томов которой вышел в прошлом году в издательстве «Дулибы», а также фильм «Наши самые первые. Украинские открыватели Канады», созданный телеканалом ZIK. Инициатор проекта, редактор и ведущий «Исторической правды» Вахтанг Кипиани говорит, что взялся за «Канадиану», чтобы расширить горизонты украинской аудитории.

Друкована збірка «Українська канадіана». Фото: Катерина Москалюк
Печатный сборник «Украинская канадиана». Фото: Екатерина Москалюк

«У нас десятилетиями вырабатывали ненависть ко всему иностранному, – объясняет Вахтанг. – Канада и Америка очень далеки. Не каждый может получить визу, чтобы поехать туда. Поэтому наша главная идея – дать людям возможность на украинском языке узнавать о том, что там происходит». По его словам, история украинской диаспоры в Канаде – а это третья диаспора по количеству украинцев в мире – гораздо сложнее и интереснее, чем принято считать.

«Мы представляем украинцев Канады довольно упрощенно. Когда я начал заниматься историей первых украинских эмигрантов в Канаде, столкнулся с тем, что даже историки в Украине, которые занимаются этой темой, не понимают до конца, через какие сложности и вызовы прошли те первые украинские поселенцы», – рассказывает журналист. Жители украинских земель, принадлежавших Австро-Венгерской империи, страдали от нехватки земли. Четверть буковинцев вообще не имела наделов, а про частную собственность на землю нечего было и мечтать. 85% крестьян не могли прокормить свои семьи.

Тем временем в 1872 году глава канадского правительства Джон Макдональд инициировал принятие закона, согласно которому совершеннолетний человек из любой страны мог бесплатно получить в частную собственность 64 гектара земли, заплатив всего лишь десять долларов за регистрацию. Первыми этим воспользовались немцы с Галичины, которые постепенно создали в Канаде целые фермерские городки.

Именно по приглашению одного из немцев в далекое заокеанское путешествие, оставив семью, отправился Иван Пылыпив из галицкого села Небылив (сейчас это Ивано-Франковщина). Чтобы насобирать денег на билет, крестьянин продал свое имущество. Впоследствии он вернулся в Украину, уже разбогатев, и начал агитировать односельчан уезжать за океан. В Канаду Иван Пылыпив вернулся в 1893 году уже с женой и детьми, а также семьей своего близкого друга Василия Елиняка.

«Украинские эмигранты на чужбине оказались без духовной поддержки, – рассказывает Вахтанг Кипиани. – По законам Канады священники восточного обряда – греко-католические – не имели права проводить службы на территории страны, ведь были женаты, в отличие от римо-католиков, соблюдающих целибат». Иван Пылыпив отправился в Соединенные Штаты Америки и договорился с тамошней русской православной церковью, чтобы она прислала священников для украинских поселенцев. Сложилось так, что в краях, где не было ни одного россиянина, укоренилась Русская православная церковь, подчиненная Московскому патриархату.

«Василий Елиняк, впрочем, остался греко-католиком. Некоторым из священников удалось под видом обычных крестьян попасть в Канаду. Впоследствии было заключено политическое соглашение с Британской империей, и к тогдашней британской колонии прибыли греко-католические владыки Андрей Шептицкий и Никита Будка. Эта ситуация сначала погубила дружбу Елиняка и Пылыпива, а впоследствии вызвала раскол украинской диаспоры на православных и греко-католиков», – говорит Вахтанг Кипиани.

Вахтанг Кіпіані. Фото: Катерина Москалюк
Вахтанг Кипиани. Фото: Екатерина Москалюк

Эта история изложена в первом томе «Украинской Канадианы», названном «Пионерский период». Соредактором издания стала писательница Марина Грымыч. В книгу вошли рукописи первых летописцев украинско-канадской истории Осипа Олеськива и Нестора Дмытрива, документы Андрея Шептицкого и Никиты Будки, сборник авторских эмигрантских песен Теодора Федика.

Отец Нестор Дмитрив был среди тех первых греко-католических священников, которые ездили в Канаду служить. Во время своих путешествий он записывал истории о жизни и быте тамошних украинцев, которые впоследствии публиковались как путевые заметки в газете «Свобода».

«Это досадные истории – вам будет неловко за своих земляков, – говорит Кипиани – Они совсем не знали английского и были людьми из другой цивилизации. Зарабатывали достаточно денег или получали государственную помощь, а вот элементарной культуры не хватало».

«Если уж вы приехали сюда, – обращался к мужчинам отец Нестор, – должны быть такими, как все. Если принято бриться и ходить в чистой одежде, брейтесь и не ходите грязными». Люди не любили священника за эту критику и сетовали, что женщины выгонят их из дома за такую «чистоту».

Осип Олеськив – тот человек, которому Канада обязана такой многочисленной украинской диаспорой. По тем временам самая мощная волна эмиграции из Украины была направлена в Бразилию. У Ивана Франко даже есть поэтическая подборка, посвященная этому явлению – «Бразильская горячка».

«Люди покупались на обещания и оказывались в рабстве, становились заложниками, – рассказывает Вахтанг Кипиани. – Именно Осип Олеськив с Иваном Франко задумали, а впоследствии воплотили идею направить поток массовой эмиграции именно в Канаду. Они читали литературу, общались с эмигрантами, переписывались с британской властью и общими силами, просветительской деятельностью убеждали украинцев отдать предпочтение Канаде».

Основа экономического благосостояния Канады – зерновые культуры. Мало кто знает, но один фермер еще в позапрошлом веке завез в Канаду украинский сорт пшеницы, который давал зерно очень высокого качества. Когда в середине ХХ века Советский союз покупал канадское, американское и аргентинское зерно, «канадский хлеб», который ели советские граждане, был именно из украинской пшеницы.

Приложили руку украинцы и к развитию канадской национальной идеи. Павел Юзик первым публично заговорил о мультикультуризме – идеи гармоничного сосуществования разных культур в одном государстве в противовес ассимиляции. Каждая нация имеет право проявлять свою отдельность и уникальность. Сегодня в Канаде сохраняется государственная поддержка национальных музыкальных и танцевальных ансамблей, двуязычных средних школ.

«В Канаде невероятно популярны украинские народные танцы, – приводит пример Кипиани. – Даже в городах, где живут украинцы, можно встретить объявление с приглашением в украинские народные ансамбли. Более половины участников в таких ансамблях могут иметь не украинское происхождение. Украинский танец стал частью канадской общенациональной культуры. На гопак там ходят, как у нас на танго».

В отличие от первых волн эмиграции, которые сохранили национальную культуру, новейшие эмигранты быстро ассимилируются то ли в англоязычной, то ли в русскоязычной среде. К сожалению, говорит Вахтанг Кипиани, они не создают институциональных основ для развития украинского сообщества. К тому же, после Второй мировой войны к украинцам многие относились предвзято, поэтому они часто скрывали свое происхождение.

Сейчас, впрочем, все больше украинцев возвращается к своему прошлому и приобщаются к национальной общности. Например, в городе Эдмонтон, по словам Вахтанга Кипиани, раз в год проходит уникальная ярмарка: «В субботу члены общины обязаны прийти в казино и работать в обслуге. Все заработанные за этот день деньги идут украинской общине – на школы, церкви и помощь Украине».

Евгения Науменко,
для ИА ZIK


Реклама

Учиться в школах Канады — значит, быть уверенным, что точно поступишь в самый престижный университет в мире. именно эта страна занимает одно из первых мест по количеству инвестиций в образование. Детали на karandash.ua.

* Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
реклама
больше новостей
2017-02-22 10:25:46